Комплексная информатизация медицинских организаций

Наиболее эффективным подходом к информатизации медицинских организаций (МО) сегодня является использование комплексного подхода, который позволяет повысить качество и производительность работы всего персонала во всех подразделениях лечебного учреждения.  

Такой подход отличается:

  • Глубоким предварительным обследованием состояния информатизации МО, расчетом бюджета, подготовкой проекта и перечня необходимых систем и оборудования;
  • Поэтапным внедрение и развитием информационных систем организации;
  • Проведением информатизации на базе типовых решений, уже апробированных в отрасли здравоохранения и специализированных функциональных подсистем;
  • Интеграции всех систем на базе стандартизованных процедур и протоколов (HL7, DICOM и других).

В рамках комплексной информатизации медицинской организации решаются следующие задачи:

  • Собираются сведения об оснащенности МО вычислительной, телекоммуникационной и специализированной техникой и производится расчет необходимости и бюджета приобретения дополнительного оборудования;
  • Обеспечивается консалтинг в выборе аппаратных и программных систем, в том числе и специализированных, определяется потребность в формировании статистической и финансовой отчетности, необходимости контроля деятельности лечебного учреждения и расхода ресурсов;
  • Определяется общий бюджет информатизации и разрабатывается проект на базе указанных выше данных;
  • При реализации проекта:
    • Автоматизируются все задачи медицинской организации и обеспечивается стандартизация лечебных процессов;
    • Обеспечивается интеграция медицинских и лабораторных информационных систем, систем хранения и предоставления доступа к медицинским изображениям (PACS);
    • Организуется интеграция с внешними информационными системами и базами данных (регистрами, реестрами);
    • Обеспечивается использование в рамках МО единых справочников;
    • Для многопрофильных МО обеспечивается вариативность оформления медицинских документов (терапия, кардиология, хирургия, онкология, неврология, гинекология и др.);
  • Организуются процессы обучения и обеспечивается техническая поддержка внедренных систем и оборудования;
  • Обеспечивается защита персональной информации в рамках информационной системы путем использования многоуровневых средств контроля доступа на всех стадиях обработки информации;
  • Обеспечивается ведение учетных и отчетных форм, а также статистики и реестров на оплату по ОМС.

Отметим, что сейчас уже недостаточно использовать отдельную медицинскую информационную систему (МИС) т.н. "коробочного типа" или "все в одном", необходимо применять широкий спектр различных программ для решения ряда узкопрофильных задач и объединять их на основе единой интеграционной платформы (интеграционной шины), позволяющей стандартизовать коммуникации не только с всеми этими системами, но и с внешними медицинскими ресурсами, регистрами, реестрами и т.п. Комплексные МИС, учитывают все аспекты деятельности МО, причем мы используем наиболее удобные в плане внедрения модульные системы, возможности которых можно наращивать со временем.

В частности, при комплексной информатизации медицинских организаций информационная система может включать следующие блоки:

  • Регистратура;
  • Собственно МИС (управление потоками пациентов и фиксация данных о них и лечебном процессе, управление ресурсами МО, электронный обмен документами, анализ работы организации, отчетность, учет оказанных услуг, контроль медикаментов и коечного фонда и т.д.);
  • Лабораторная информационная система (управление пациентами, журналы исследований, рабочие процессы по разным направлениям, контроль качества, отчетность, статистика);
  • Электронная медицинская карта;
  • Система автоматизации АХД, бухгалтерии и бюджетирования, кадров;
  • Аптека и склад;
  • Электронный архив документов и изображений на базе международных стандартов хранения и передачи медицинской информации, система PACS (Picture Archiving and Communication System). Обеспечивается стандартизованный механизм доступа к документам как для внутренних, так и для внешних информационных систем, облегчается замена или модернизация программного обеспечения без опасения потери накопленной информации;
  • Система обмена информацией с вышестоящими организациями и страховыми компаниями в стандартизованном виде (отчеты, статистика, финансовая информация);
  • Система идентификации пациентов и биллинг медицинских услуг с помощью машиночитаемых индентификаторов - Полиса ОМС старого и нового образца, универсальной электронной карты (УЭК) и других;
  • Система удаленного персонального мониторинга здоровья пациентов (автоматизация процессов сбора медицинских данных с помощью специализированных носимых или стационарных приборов, их передачи, хранения, консолидации и анализа) с выводом информации в том числе и на мобильные терминалы или планшеты.


АйТи. Ведомственные системы — разработка и внедрение ИТ-решений для госучреждений и ведомств Академия АйТи — обучение в области ИТ и менеджмента Аплана — разработка, тестирование и сопровождение прикладных систем Аплана. Международные проекты — аутсорсинг разработки ПО для иностранных технологических компаний БОСС. Кадровые системы — полный спектр услуг в области автоматизации процессов управления персоналом АйТи. Смарт системы — автоматизация АЗС и нефтебаз, решения на основе RFID и смарт-карт Логика бизнеса 2.0 — консалтингово-внедренческие услуги в области ЕСМ, ВРМ, BI и пр. Передовые системы самообслуживания — системы самообслуживания для банков, предприятий розничной торговли и др. Юниклауд — провайдер и разработчик «облачных» сервисов в области информатизации бизнеса РИНТЕХ — разработка информационных систем для социальной сферы и здравоохранения